«Вести» выяснили, как развивается летное дело Мордовии

20 выдающихся лётчиков, наших земляков, носят звания Героев Советского союза, десять из них – выпускники Саранского аэроклуба. В советское время слава нашего аэроклуба была известна далеко за пределами Мордовии.  Когда-то республика выполняла  крупнейший  госзаказ  и выпускала в небо лучших истребителей страны. Сегодня на месте аэродромов пустыри и пастбища. Вместо   учебных классов  — склады и мастерские. Малая  авиация в России,  по мнению многих экспертов, терпит крушение. Участившиеся в последнее время авиакатастрофы тому подтверждение.

Говорить о настоящем в саранском аэроклубе не любят, просто потому, что сегодня им гордиться нечем. Больше вспоминают прошлое. Когда-то Мордовия  была одним из главных авиационных центров по подготовке лётчиков в Вооруженные Силы страны. В год выпускали 100 курсантов. Для них здесь работала столовая, казарма, медсанчасть и даже свой клуб. Одновременно  в небе летали  20 реактивных  МИГов и Л-29. За одну летную смену, которая длилась всего шесть часов, сбрасывалось 60 тонн топлива.  Ну, а сейчас  на аэродроме мёртвая тишина. «То, что мы видим сейчас, это наследство 90-ых годов, когда  денег не было в министерстве обороны, это ведь  не только наш аэродром в таком состоянии», — рассказывает председатель регионального отделения ДОСААФ России по РМ Сергей Кульков. Содержать аэродром  не смогли,  как только военные ушли отсюда. Не стало и госзаказа на подготовку летчиков. Аэроклуб ДОСААФ не живёт, а еле выживает. В ангаре кладбище старых машин, ЯК-52 списан ещё в 91-ом году. Таких здесь десятки. Поднять их в небо сегодня нереально. На ремонт одного необходимо от двух с половинной миллионов рублей. Единственная надежда саранского аэроклуба АН-2, выпущенный ещё в далеком 48-ом году. Сегодня он служит в основном для обработки полей. Шанс подняться в небо кукурузнику даёт  Владимир Осьмушин с коллегами. Лётчики-инструкторы они  же  механики, да и, по сути, фанаты своего дела, уже давно научились собирать из нескольких самолётов один.  И в безопасности полета не сомневаются. Ни одного чрезвычайного происшествия – это и есть главное доказательство. «Обидно за державу, обидно за молодежь, которая раньше имела возможность бесплатно  учиться летать, и это было не только для удовольствия, а для патриотического воспитания», — говорит лётчик-инструктор Владимир Осьмушин. Стать лётчиком сегодня сможет не каждый, курс обучения стоит от 380  тысяч рублей. Бесплатно сейчас не учат. Саранскому аэроклубу приходится зарабатывать на тех, кто любит небо, таких обеспеченных романтиков, как Юрий Еремин. Работает заместителем  генерального директора  одного из крупных предприятий Мордовии, за штурвалом уже не новичок. Но теперь решил научиться управлять другой  машиной ЯК-18Т. Пусть даже и старенькой. «У нас самолеты пошли роботы, все автоматизировано, сами взлетают и садятся, но этот нет, смотрите, вот штурвал, все ручное, он как живой», — говорит Юрий  Еремин. Маленькую, но все же прибыль на содержание аэродрома приносят и парашютисты. Они  за символическую плату приглашают   совершить незабываемые прыжки с парашютом. Каждый, кто сегодня работает в развалившемся аэродроме, все равно верит, что когда-нибудь Мордовия вернёт былую славу, и блестящее прошлое малой авиации республики не будет мелькать на старой кинохронике.

видео "Вести "Дежурная часть"

видео ГТРК "Мордовия"

Наши партнеры